![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Монастырь св. Иоанна Предтечи, именуемый также Завулон, или Вазелон – древнейшая обитель Понта, один из трех наиболее крупных монастырей (наряду с Сумелийским Пресвятой Богородицы и Перистерийским вмч. Георгия). Расположен он к юго-западу от Трапезунда, на холме против горы Завулон, на высоте 1200 м.
Вазелон основан в III в. В начале VI в. он был захвачен и разрушен персами (тогда погибло более 400 монахов); после их изгнания - отстроен заново (при Юстиниане). Наибольшего расцвета обитель достигает в период правления Великих Комнинов.
После падения Империи монастырь оставался средоточием православной веры и культуры, а в тяжелые годы нередко служил убежищем для христиан, гонимых турками.
В XIX в. монастырь был основательно перестроен, что во многом нарушило его сложившийся с византийских времен облик (исключение – небольшая сводчатая часовня).

Дальнейшая судьба его сходна с судьбой Сумелы: монастырь так же был покинут, так же разграблен и сожжен (в 1924 г.); и так же основан на новой земле (на склоне горы Вермио в северной Греции).
Но, в отличие от Сумелы, понтийский Вазелон пребывает в развалинах по сей день.
Стоит еще упомянуть, что монастырь располагал довольно крупной библиотекой, а в архиве за несколько веков отложилось множество документов, весьма важных для изучения географии региона, социально-экономических отношений, развития земледелия и др. Библиотека пережила все неурядицы средневековья и Нового времени, но, как писал Успенский, военные события минувшей европейской войны роковым ударом разразились над этой маленькой территорией: монастырские здания погибли, и библиотека, как нам довелось слышать, без следа пропала. Получить представление о комплексе вазелонских архивных документов мы можем по сохранившимся кодикам (копийным книгам), в которых содержатся копии купчих, дарственных, меновых актов, завещаний, хрисовулы правителей Трапезундской империи - Алексея, Мануила и Давида Комнинов, грамоты российских самодержцев (Петра I, Александра I) и др. Известен, в частности, кодик, опубликованный в 1927 г. Успенским и Бенешевичем и хранящийся ныне в Санкт-Петербурге, в Отделе рукописей РНБ.
***
Добраться сюда немного сложнее, чем до Сумелы. До Мацуки можно доехать на автобусе, а там придется ловить машину или договариваться с таксистом. К монастырю ведет долгая и узкая горная дорога, основную часть которой, как выяснилось, можно преодолеть на автомобиле (т.е. ширина пути ровно такова, чтобы по нему мог пройти автомобиль – и не приведи Господь водителю отклониться в сторону хоть на десять сантиметров). Через несколько километров закончилась и такая дорога, машина осталась ждать, а я полез выше...
От посещения этого места остались довольно смутные чувства.
Существенно, смотришь ли ты на благородные и осененные стариной руины – или на недавнее и страшное пепелище... Притом - если за Сумелой закреплен музейный статус, она турками как-то реставрируется и охраняется (хотя бы как объект, привлекающий туристов) - Вазелон разрушен основательно, брошен и никому не нужен. Мне не раз приходили на ум описания, данные Успенским, и фраза, идущая своеобразным рефреном в "Некоторых византийских церквях Понта" – "О [такой-то] церкви в своем отчете об экспедиции 1929 г. упоминает профессор Тэлбот Райс, но ко времени нашего посещения... Профессор Тэлбот Райс дает описание [таких-то] фресок... теперь они исчезли" и т.п. По-видимому, лет через двадцать природа и посетители, довершив свой труд, позволят заметить так и о руинах Вазелона. От росписей уже теперь сохранилось немногое:
Успение Пресвятой Богородицы. Слева - Крещение; справа - Воскрешение Лазаря. Нижние фрески я разобрать не смог.
Кельи и хозяйственные помещения обители
(no subject)
Date: 02/09/2007 18:48 (UTC)(no subject)
Date: 02/09/2007 20:38 (UTC)(no subject)
Date: 03/09/2007 08:12 (UTC)Спасибо...
(no subject)
Date: 09/09/2007 20:55 (UTC)